| Колония Гуэль особенное место.
Сегодня его больше ассоциируют с именем Антонио Гауди и даже включают в
многочисленные туры по следам каталонского модерна. Однако, от Гауди
здесь осталась только незаконченная церковная крипта. Хотя употребить слово
«только», говоря о творчестве Гауди, не поворачивается язык.
В своей незаконченности эта малоизвестная работа
мастера остается столь же прекрасна, как и другие, много более посещаемые
памятника архитектуры эпохи модерна.
Колония Гуэль – это название рабочего поселения,
которое отстроил для работников своей текстильной фабрики уже известный нам
меценат и покровитель творчества Гауди, Эусеби Гуэль. Оно находится в
деревушке Санта Колома де Сервельо, всего в в 20 минутах езды от
Барселоны.
В конце 19 века стало модно переносить производство за
город. Отстраивались целые поселки, специально для работников фабрик и заводов
и их семей. Поселки эти назывались колониями. В них возводились школы,
магазины, в некоторых даже клубы и церкви. Большинство таких колоний на
сегодняшний день оказались заброшенными. Лишь некоторые обрели новую жизнь,
пройдя модернизацию и заработав заново, при новых, современных заводах. В
некоторые еще изредка наведываются туристы.
Строительство колонии Гуэль началось в 1890-х годах.
Гуэль строился на широкую ногу. В отличие от большинства индустриальных
поселков, он стремился организовать для своих рабочих удобную
социально-культурную среду. Были построены школа, больница, и даже театр. В
строительстве, кроме Гауди, принимали участие многие известные архитекторы.
Действительно, несмотря на то, что крипта
Гауди является основной целью визитов в Колонию Гуэль, посмотреть на
Колонию в целом, тоже вполне интересно. Маленькие домики из красного кирпича –
как молчаливые свидетели прошлой жизни. Среди них есть немало интересных: дом
учителя, школа, дом управляющего и другие жилые дома на площади.
Однако, вернемся к Гауди. Ведь наибольшего внимания
заслуживает все же его незаконченная церковная крипта, неповторимая, как все
работы великого архитектора.
Работа над криптой началась в 1908 году.
Техника, которую использовал Гауди, сегодня может быть повторена только с
помощью компьютерных технологий. И хотя сегодня, модель, которую он использовал
для крипты и которая хранится в музее Саграда Фамилия, выглядит устаревшей и
даже смешной, Гауди действительно обошел свою эпоху лет на 75. Он подвешивал
маленькие мешки с дробью к цепям. Благодаря силе притяжения мешки тянулись
вниз, создавалось равномерное распределение весов, растягивались цепи. И Гауди
видел, какие углы и формы должны иметь его колонны. Используя зеркало,
помещенное под эту импровизированную модель, архитектор видел, как ее надо
строить.
Как всегда, Гауди отказался от ровных форм и стремился
добиться полнейшего единения с природой. Базальтовые глыбы, используемые как
колонны, выглядят настолько органично, что, кажется, церковь построена в
натуральной пещере, состоящей из камня, дерева и смолы. Внутри неожиданно
светло и просторно. Мозаика на окнах и величие колонн делают обстановку
торжественной. В 1914 году работы над Криптой прервались. А в 1918 году
скончался Эусеби Гуэль. Его потомки не пожелали завершать амбициозный проект.
Однако, в 2000 году, после долгих споров, было решено
начать реставрацию Крипты Гауди и придать ей законченности. Сегодня Крипта
открыта для посещений.
| |